В 2015 году в рамках борьбы с экстремизмом в Самарской области выявили 17 преступлений. Однако иногда противодействие такого рода преступлениями приобретает весьма неожиданный оборот, и люди попадают, что называется, под раздачу не за реальную поддержку терроризма и национализма, а за невнимательность, незнание и… перепост в интернете.
Так случилось с учителем математики из Самары. Анатолий Гусев преподаванию отдал 30 лет жизни, обучил единственного в регионе победителя Всероссийской олимпиады по математике, привил детям любовь к шахматам, получил благодарственную грамоту от полиции за воспитание патриотизма у молодежи. А недавно попал под суд по обвинению в экстремизме.
- 1 сентября этого года мне в школу позвонили из полиции и пригласили на беседу, - рассказал Анатолия Гусев. - Первый вопрос, который мне задали: «Как вы относитесь к евреям?» Я улыбнулся и ответил, что я их учу.
Пожилому учителю объяснили, что претензии сотрудников Центра противодействия экстремизму ГУ МВД России по Самарской области вызвала его публикацию на страничке портала «ПроШколу.ру» от января 2012 года. В тот день он разместил стихотворение Леонида Корнилова «Говорят, что на Сионе я замечен». А 2 февраля 2012 года решением Новоспасского районного суда Ульяновской области оно было признано экстремистским и внесено в федеральный список экстремистских материалов под номером 1849.
Учитель об этом ничего не знал. Что неудивительно: кто вообще заглядывал в этот список?
- Конечно, когда я вернулся домой вечером 2 сентября, я эту публикацию удалил, - вспоминает Анатолий Гусев. – Написал автору, который есть у меня в друзьях в соцсетях, и знаете то? Он тоже не знал, что его стихотворение признано экстремистским.
Но на этом злоключения учителя не закончились. 8 сентября он оказался в суде. Однако у судьи Кировского районного суда Самары Ирины Ромасловской, предоставленные ей материалы вызвали вопросы, поэтому к ответственности Гусева не привлекли.
Но и это еще не все. Центр противодействия экстремизму, видимо, решил так просто не сдаваться. 8 сентября появился новый полицейский рапорт, в котором говорится, что факт распространения запрещенного стихотворения выявлен… 8 сентября. То есть, факт, что стихотворения было удалено 2-го сентября, стражами порядка почему-то осталось незамеченным.
Защищать Гусева адвокаты отказываются, говорят, что дело заведомо проигрышное, да и волноваться не стоит, ведь учителю просто грозит штраф в размере 1000 рублей.
- В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» действительно допускается привлечение граждан, в том числе за подобное распространение материалов, - подтвердил адвокат Сергей Мирзоян. – Однако если с момента обнаружения публикации пройдет более 3 месяцев, то привлекать к административной ответственности будет нельзя. Кроме того, правоохранительным органам придется доказать прямой умысел, в ином случае состав правонарушения отсутствует даже если объективные признаки в комплекте.
14 октября Анатолий Гусев вновь предстал перед судом. Помощник прокурора Красноглинского района Самары Алексей Шамин выразил некоторое удивление привлечением учителя за экстремизм, однако отметил, что по закону после признания стихотворения экстремистким Гусев должен был его тут же удалить.
- Да я просто забыл про него! - недоумевал учитель. - После публикации на него отозвались несколько коллег, после чего никто не обращал внимания на эту публикацию. Кроме того, на портале есть своя программа по удалению материалов, но и она не среагировала.
По словам Гусева, акт осмотра от 19 августа 2016 года, вызвал у него вопросы:
- В адресную строку сразу ввели мою страницу, при этом рядом с полицейским сидели сразу понятые, да и после фиксации нарушения бумаги прислали в Самару без регистрации и печатей.
Здесь следует пояснить, что размещение злополучного стихотворения было зафиксировано силовиками в Волгограде, затем материалы были направлены в Самару, и 2 сентября Гусева пригласили на беседу самарские правоохранители.
В ходе рассмотрения дела 14 октября судья тоже обратила внимание, что в деле есть лишь копии, заверенные местной прокуратурой, и вообще в документах есть путаница в датах, а потому заседание отложила до конца октября, чтобы привести это дело в порядок.
МК-Самара
|